ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦК РПРК ЦЫГАНОВОЙ С.Н.

 «О текущей ситуации в учреждениях культуры и задачах Профсоюза в современных условиях»

Уважаемые члены Центрального комитета РПРК, члены Ревизионной комиссии и приглашенные!

Наш Пленум проходит в обстановке завершившейся 18 марта избирательной кампании по выборам Президента страны – Путина Владимира Владимировича — важнейшего политического события для дальнейшей судьбы нашей страны и предстоящего 65 – летия образования Профсоюза работников культуры (14 апреля 2018г.).

Невозможно оценить роль профсоюзов, как самой массовой общественной организации, объединяющей и представляющей интересы трудящихся россиян, в процессе подготовки и проведения выборов.

Работники культуры и искусства, профсоюзный актив принимали самое активное участие в   избирательной кампании в субъектах РФ.

Российский профсоюз работников культуры совместно с профсоюзами образования и здравоохранения направили в адрес кандидатов в Президенты РФ перечень наказов, затрагивающих коренные интересы работников бюджетной сферы и касающиеся вопросов повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности работников образования, здравоохранения и культуры. (Вы видите наказы на экране).

Чтобы сформулировать задачи Профсоюза необходимо проанализировать социально-экономическую ситуацию в сфере культуры сегодня, от состояния которой зависит уровень социально-трудовых отношений и качество жизни членов Профсоюза. У вас на руках Отчет о выполнении публичной декларации целей и задач Минкультуры России за 2017г.   (План был представлен на III Пленуме в мае 2017г.), в котором отражены показатели по основной деятельности учреждений культуры и другие важные для отрасли показатели. Их можно сравнить с плановыми).

21 марта в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации состоялось выступление Министра культуры  Владимира Мединского, посвященное современной модели культурной политики в Российской Федерации. Министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил о том, что  для развития культуры и формирования новой модели культурной политики главным условием является повышение зарплаты тем, кто создает культурные ценности, а именно — работникам учреждений культуры.

Сегодня хотелось бы обсудить несколько главных   задач Профсоюза, таких, как защита принципов достойного труда;

— развитие и совершенствование социального диалога на всех уровнях власти;

— сохранение качественных рабочих мест, честных трудовых договоров и   справедливой оплаты труда;

— укрепление структуры Профсоюза.

Приоритетной задачей Профсоюза в части повышения зарплаты работникам учреждений культуры является обеспечение условий для роста среднемесячной заработной платы не ниже уровня, установленного региональными «дорожными картами» и соглашениями.

  1. Участие Профсоюза в проведении мониторинга динамики средней заработной платы работников культуры в 2017 году2
  2. Подготовленная специалистами Профсоюза информация об изменении среднемесячной заработной платы работников культуры, поименованных в указах Президента России от 2012 года, за 2017 год на основе данных федерального статистического наблюдения показывает, что государственные органы власти субъектов РФ, Министерство культуры РФ и администрация подведомственных Министерству организаций последовательно проводят работу по выполнению приоритетной задачи — реализации указов Президента России от 2012 года — поэтапному повышению заработной платы всех категорий работников культуры, искусства и образовательных организаций в сфере культуры.

Довести оклады работникам бюджетной сферы минимум от 100 до 200 % среднего уровня оплаты труда в регионе РФ действующий Президент РФ- Владимир Путин обещал еще в рамках своей предвыборной программы 2012 г.

Поэтапное повышение должно было завершиться к 2018 году. Но помешал экономический кризис и на несколько лет повышение окладов и надбавок было заморожено. Индексацию власти проводили только в рамках требования Трудового кодекса РФ — на уровень зафиксированной по итогам года инфляции.

В 2018 году на эту проблему взглянули вновь и пообещали повысить зарплату всем, про кого речь идет в указах Президента РФ. (Напомню, что всего в бюджетной сфере РФ работают примерно 33 млн человек. Это составляет около трети всего трудоспособного населения России (примерно 83 млн человек).

По данным Росстата за 2017 год среднемесячная заработная плата работ-ников учреждений культуры по сравнению с 2012 годом выросла на 121,2% (с 2011 годом – на 156,2%) и составила 32 466 рублей (или 92,8% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности на 2017 год, составляющему 34 990 рублей), в том числе по федеральным учреждениям культуры – 59 562 рублей (или 170,2%), по учреждениям культуры субъектов Российской Федерации – 37 818 рублей (или 108,1%), по муниципальным учреждениям – 25 330 рублей (или 72,4%).

Показатель соотношения за 2017 год на уровне 90% достигли и перевыполнили в 56 регионах, из них в 6 регионах – более 100%. С учетом 5%-ого отклонения (85,5% и более) достижение планового показателя обеспечено в 83 субъектах Российской Федерации.

Лучшие показатели:

  1. Санкт-Петербург – 119,8% к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
  2. Москва – 104,2%;
  3. Приморский край – 103,4%;
  4. г. Севастополь – 103,4%;
  5. Свердловская область – 103,0%;
  6. Владимирская область – 101,1%;
  7. Республика Крым – 98,9%.

В 18 регионах РФ средняя зарплата выше средней по РФ:

в республиках: Коми, Саха (Якутия);

в краях: Камчатском, Красноярском, Приморском, Хабаровском;

в областях: Архангельской, Амурской, Ленинградской, Магаданской, Московской, Москве, Мурманской, Свердловской, Сахалинской, Санкт-Петербурге, Тюменской, Томской.

Самая низкая заработная плата:

в областях ЦФО – Ивановской– 18 056 руб., Костромской – 18 879 руб.;

в Северо- Западном ФО – в Псковской области – 19 259 руб.;

в Южном ФО – в Республиках: Калмыкия – 17 395 руб., Адыгея – 19743 руб.;

в республиках Северо-Кавказского ФО – Дагестан -16 901 руб,, Чеченская – 17 688 руб., Кабардино-Балкария – 17 766 руб., Ингушетия – 17 820 руб.;

в Приволжском ФО – в областях: Кировской – 19 629 руб., Ульяновской – 19 687 руб., в Республике Мордовия – 19 689 руб.;

в Уральском ФО – в Курганской области – 19 993 руб.;

в Сибирском ФО – в Республике Алтай – 20 140 руб.

По типам организаций культуры: самая высокая заработная плата у работников театров (45 тысяч рублей), цирков (40 тысяч рублей) и музеев (39 тысяч рублей). Самая низкая – 26 тысяч рублей работников учреждений культурно – досугового типа и библиотек – 28 тысяч.

В 2017 году количество учреждений культуры по сравнению с 2016 годом уменьшилось на 1 796 единиц и составило 21 335 учреждений, из них на федеральном уровне -350 учреждений, региональном – 2 282 учреждения, муниципальном – 18 703 учреждения (таблица у вас на флешке).

Среднесписочная численность работников учреждений культуры составила в 2017 году 529 364 человека, что на 35 240 человек меньше, чем в 2016 году (564 586 человек), и на 140 660 человек меньше, чем в 2013 году (670 006 человек). Таким образом, сокращение численности работников государственных и муниципальных учреждений культуры составило за 4 года 21,0%.

Наиболее остро стоит проблема неполной занятости работников культуры на муниципальном уровне.

 «Заработная плата работников образования и науки в сфере культуры повышается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №722-р и отраслевой дорожной картой

В целом по РФ среднемесячная заработная плата педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей, выросла с 28000 рублей (2016г) до 32263 рублей (2017г.) и составила 92,3% от среднемесячной зарплаты учителей общего образования по РФ. При средней заработной плате учителей общего образования в субъектах РФ – 34921 рублей.

По форме собственности:

-федеральным — 40975 рублей,

— региональным – 41921 рублей

— муниципальным – 30446 рублей

Самая высокая зарплата у преподавателей ДШИ ДФО (47226 рублей) и СЗФО (42268 рублей). Самая низкая – СКФО (18256 рублей) и ПФО (20588 рублей).

Среднесписочная численность педагогических работников дополнительного образования составила в 2017 году 242 470 человек, что на 10500 человек меньше, чем в 2016 г.

Как и в прошлом году, самая высокая численность педагогических работников 52176 человек (2016 — 54839) остается в Приволжском федеральном округе. Вместе с тем, сократилась за год почти на 3000 человек.

Самый низкий показатель численности педагогических работников в ДФО – чуть более 11 тысяч человек, хотя число работников увеличилось по этому округу на 11 единиц.

Сокращение численности педагогических работников наблюдается по 7 федеральным округам (за исключением ДФО):

ЦФО на 3671 ед. (31342), СЗФО – 606 ед. (25239), ЮФО – 814 ед. (25878), СКФО – 148 ед. (18665), ПФО – 2663 ед. (52176), УФО – 965 ед. (22589), СФО – 1696 ед. (35343).

Обращение о ненадлежащем исполнении майских указов в части реального повышения заработной платы работников культуры, принятое участниками         III Пленума ЦК РПРК 31 мая 2017 г. к Президенту РФ В.В. Путину, позволило привлечь внимание к нуждам работников культуры.

Результатом совместной работы с нашим социальным партнером – Минкультуры России в 2017 году стало выделение из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований в объёме 11,58 млрд. рублей на предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Подписанным распоряжением Правительства от 25 ноября 2017 года №2619-р эти средства распределены между бюджетами 23 субъектов Российской Федерации на финансирование в ноябре-декабре 2017 года первоочередных расходов регионов, в том числе на оплату труда работников бюджетной сферы. Самые большие дотации получили Омская область (860 миллионов рублей), Томская (831 миллион рублей), Саратовская (811 миллионов рублей), Тверская (641 миллион рублей), Тамбовская (628 миллионов рублей).

 Также в целях достижения показателей, установленных Указом     Президента России от 7 мая 2012 года № 597, из резервного фонда Правительства России выделены бюджетные ассигнования в размере 208,4 млн. рублей.

Дополнительные средства направлены на повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений культуры в связи с изменением темпа роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности для достижения в текущем году запланированного показателя заработной платы работников. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 6 декабря           2017 года № 2716-р работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года оплата труда увеличивается на 4%.

Принятые решения позволят обеспечить достижение запланированных показателей заработной платы работников федеральных учреждений культуры.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 Минкультуры России в 2017 году было выделено на повышение оплаты труда (в соответствии с показателями и критериями эффективности деятельности) подведомственным образовательным учреждениям, реализующим программы высшего образования, 1млрд 197 млн. 408,6 тыс. рублей; профессиональным образовательным учреждениям60 млн. 902,2 тыс. рублей; учреждениям дополнительного образования17млн. 910,1 тыс. рублей.

Заработная плата работников культуры и преподавателей ДШИ по состоянию на 1.01.2018 увеличилась в следующих субъектах:

в республиках: Адыгея, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия);

-в краях: Алтайском, Забайкальском, Пермском, Ставропольском;

в областях: Астраханской, Архангельской, Белгородской, Владимирской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курганской, Липецкой, Магаданской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Севастополе, Смоленской, Тверской, Ярославской.

 Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 01.02.2018 года сохранялась в Республике Северная Осетия-Алания – 787,0 тыс. рублей. и в Пермском крае в сумме 302,0 тыс. рублей.

В Забайкальском крае на 12 февраля 2018 г. кредиторская задолженность по заработной плате работников культуры составила 46 млн. 154 тыс. 400 руб. (в т.ч. текущая – 34256,6, просроченная — 11953,0).

В 21 муниципальном образовании заблокированы счета 103 учреждений культуры (в т.ч. 73 – это учреждения культуры, 29 – учреждения дополнительного образования, 1 – орган управления культурой).

Общая задолженность по заблокированным счетам составляет 93 млн. 808 тыс. 39 руб., из них 4407,2 – задолженность по зарплате в связи с арестом счетов (без НДФЛ) (380 работников).

В Саратовской области задолженность по заработной плате работников культуры носит системный характер, хотя и заметно сократилась.

На 22 февраля 2018 года составляет 126,6 тыс. рублей. Задолженность по заработной плате в 2018 году сохраняется в связи с тем, что закрыты расчетные счета учреждений культуры трех районов из-за задолженности перед Пенсионным фондом.

Первоочередной задачей Профсоюза по прежнему остается вопрос   обеспечения специалистам учреждений культуры в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) мер социальной поддержки в части компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, дополнительной социальной поддержки педагогических работников, а также ветеранов педагогического труда, предоставляемых на региональном и муниципальных уровнях власти (на основе информации региональных организаций Профсоюза) (таблица с перечнем на флешке).

Для решения этого вопроса необходимо добиться принятия в каждом субъекте РФ перечня специалистов учреждений, работающих в сельских населенных пунктах, имеющих право на надбавку и льготы.

В своем Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018г. Президент    поручил снизить бедность вдвое к 2024 году, а «рост реальных доходов россиян назвал одной из ключевых задач на ближайшие 10 лет».

В связи с необходимостью решения вопроса повышения заработной платы категориям работников культуры, не затронутым указами Президента РФ, чрезвычайно важным и актуальным для Профсоюза был и остается вопрос повышения минимального размера оплаты труда.

В январе Путин «ускорил» повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), внеся в Госдуму законопроект о его доведении до уровня прожиточного минимума, а 7 марта подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с мая 2018г., а не с января следующего года, как планировалось ранее. Согласно документу, МРОТ после повышения достигнет 11163 рублей в месяц.

РОСПЕЧАТЬ

По отчету за 2017 год средняя заработная плата работников организаций составила:

  • по предприятиям полиграфической промышленности -27301 рубль;
  • по предприятиям издательской деятельности — 19444 рубля;
  • по организациям телерадиовещания — 57925 рублей;
  • по федеральным государственным бюджетным учреждениям — 67351 рубль.По состоянию на 01 января 2018 года просроченная задолженность по заработной плате в подведомственных Роспечати государственных учреждениях и предприятиях отсутствовала.
  • В 2017 году просроченную задолженность по заработной плате имело ФГУП «Издательство «Художественная литература» (вид экономической деятельности — 58.11.1 «Издание книг, брошюр, рекламных буклетов и аналогичных изданий, включая издание словарей и энциклопедий, в том числе для слепых, в печатном виде»).

Положение в сфере полиграфии, издательского дела и книжной торговли в регионах в последнее время по ряду причин заметно осложняется. При этом профсоюз теряет свои позиции в этой отрасли, их членская база размывается в условиях продолжающейся приватизации предприятий и организаций отрасли, закрытия крупных комплексов и замещения их малыми и средними предприятиями.

 

  1. Участие Профсоюза в реализации Перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам поддержки талантливой молодежи в сфере культуры и искусства от 17 ноября 2017г. (Санкт — Петербург) и заседания Совета при Президенте по культуре и искусству 21 декабря 2017г. в Москве.

В Перечне поручений Президент РФ В.В. Путин призвал серьезно обновить государственную политику в области культуры.

Среди поручений в адрес Администрации Президента важно выделить подготовку концепции проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О культуре», а также предложений об уточнении порядка присвоения званий творческим работникам и деятелям культуры и искусства.

Предлагается разработать новый закон «О культуре», о чем мы говорим последние десятилетие на всех уровнях, но результата пока не видно.

Мы поддерживаем мнение Президента о том, что именно деятели культуры должны принять непосредственное участие в работе над новым законом и создать рабочую группу по его подготовке и, что в будущем законе   важно четко отразить особенности, специфику сферы культуры, ее всеобъемлющий характер и значимость – как миссии, как общественного блага.

В соответствии с очень короткими сроками исполнения поручений Президента по подготовке проекта федерального закона «О культуре» (1 июля 2018г.) Профсоюз обеспокоен тем, чтобы новый закон «О культуре» не стал очередной формальностью. По нашему мнению новый закон «О культуре» должен учитывать современные проблемы учреждений культуры и содержать как можно больше норм прямого действия. Это позволит избежать субъективизма со стороны чиновников (сфера культуры к этому крайне чувствительна) и даст возможность в рамках исполнения Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г. регулировать развитие социокультурных процессов в муниципальных образованиях. Это крайне важно, так как более 90% учреждений культуры находится в муниципальных образованиях. Кроме того, в проекте закона «О культуре» обязательно должен быть раздел «Образование».

Будет правильным, если именно представители отраслевого Профсоюза вместе с профильным комитетом Госдумы и Минкультуры России, возьмутся за разработку и написание проекта нового закона «О культуре» в составе рабочей группы.

С этой целью в адрес Минкультуры России в январе было направлено письмо о включении в состав рабочей группы Председателя Профсоюза – Цыгановой С.Н. Вовлеченность Профсоюза в подготовку закона – гарантия того, что он будет эффективным и работающим. Поэтому прошу Вас, уважаемые члены Центрального комитета Профсоюза, направлять в адрес РПРК свои предложения и замечания после публикации проекта закона.

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что вы заняты своей непосредственной работой на местах: у каждого свои графики и планы, у вас они достаточно напряженные. Но то, о чем мы сегодня говорим имеет принципиальное значение для того, как будет организована работа в России в сфере культуры.

В 2017 году отраслевое образование было представлено 63 вузами (в том числе в ведении Минкультуры России — 48, в ведении субъектов Российской Федерации — 15 вузов), 238 профессиональными образовательными учреждениями (в том числе в ведении Минкультуры России — 10), 5 007     детскими школами искусств.

Сегодня в целях сохранения и дальнейшего развития отечественной системы художественного образования на контроле Минкультуры России и Профсоюза очень важный вопрос о переподчинении муниципальных ДШИ региональным органам управления культуры, а также исполнение Плана мероприятий («дорожная карта») по перспективному развитию ДШИ на 2018-2022 годы. В настоящее время субъекты разрабатывают свои «дорожные карты», учитывающие особенности регионов, причем показатели региональных «дорожных карт» должны быть не ниже значений, предусмотренных на федеральном уровне. (Вчера на совещании мы обсуждали вопрос реализации «дорожной карты»).

На Коллегии Минкультуры России 8 июля 2017г. в Царском Селе с участием Профсоюза обсуждался вопрос «О современном состоянии и перспективах развития детских школ искусств», где отмечалось, что ДШИ продолжают, как и в постсоветский период, оставаться наиболее уязвимым звеном отечественной системы художественного образования по причине недопонимания их роли в социокультурном пространстве страны со стороны их учредителей — муниципальных органов управления. Сохраняется тенденция к сокращению сети ДШИ.

В результате обсуждения было принято, на наш взгляд, самое верное решение о переподчинении муниципальных ДШИ региональным органам управления культуры, имеющим необходимый кадровый потенциал, поскольку именно они являются учредителями училищ и колледжей творческой направленности.

В связи с этим Минкультуры России 15 января 2018г. (исх. № 7-011-ЗУ-ВА) в адрес глав субъектов РФ было направлено письмо с предложением передачи муниципальных ДШИ на региональный уровень (ранее позиция Минкультуры России о необходимости передачи муниципальных ДШИ в ведение органов управления культурой субъектов Российской Федерации была изложена в письме в адрес глав субъектов Российской Федерации от 15 сентября 2017 г.     № 297-01.1-39-ВА).    

По сообщению Минкультуры России механизм передачи финансовых средств, предусмотренных в настоящее время на функционирование муниципальных ДШИ на уровень региона, прорабатывается.

Задача Профсоюза — принять активное участие в мероприятиях, проводимых органами исполнительной власти субъектов РФ   по организации передачи ДШИ на региональный уровень. (По сведениям Минкультуры России более 60% регионов уже подтвердили согласие о передаче ДШИ).

Хорошей традицией стало награждение первичных профсоюзных организаций ДШИ за достижение высоких результатов в области обучения детей, активную работу в Профсоюзе и сохранение профсоюзного членства. Так, в     2017 году 16 коллективов образовательных организаций сферы культуры, где профсоюзное членство свыше 50% – победители Всероссийского конкурса         «50 лучших детских школ искусств-2017» награждены Дипломом Российского профсоюза работников культуры, 5 коллективов награждены денежной премией за высокие достижения в решении вопросов социального партнерства и сохранения профсоюзного членства на уровне 100% от числа работающих,             6 коллективов денежной премией за высокие достижения в решении вопросов социального партнерства и сохранения профсоюзного членства свыше 90%         от числа работающих. Эту практику необходимо продолжить в текущем году.

  1. Участие Профсоюза по реализации   первоочередных мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018-2020 годы

Обращаем внимание на то, что на 2018-2020 годы Российским профсоюзом работников культуры определены согласованные с профсоюзами – членскими организациями Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ приоритетные задачи в рамках реализации Генерального соглашения, по которым в настоящее время сторонами социального партнёрства пока не найдены компромиссные формулировки обязательств:

достижение в 2018 году установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года и поручениями Правительства Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;

обеспечение в 2018-2020 годах ежегодного проведения индексации размеров заработной платы категорий работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы, не поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года;

принятие реальных мер по поэтапному увеличению доли должностных окладов (ставок заработной платы) в структуре фонда оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в бюджетной сфере в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

ускорение работы по подготовке и принятию постановления Правительства Российской Федерации об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных и муниципальных учреждений

совершенствование межбюджетных отношений в целях финансового обеспечения реализации полномочий соответствующих органов власти по содержанию организаций сферы культуры, в том числе по финансированию расходов на заработную плату работников и другие социальные выплаты, а также совершенствования организационно-финансовых механизмов деятельности организаций в сфере культуры.

 

  1. Совершенствование практики работы Профсоюза по повышению эффективности защиты трудовых прав, профессиональных и социально – экономических интересов членов профсоюза на основе совершенствования и развития социального партнерства.

Основной формой работы профсоюзов, их взаимоотношений с органами власти и работодателями остается социальный диалог и партнерство.

Действующая система социального партнерства в сфере культуры, как показывает практика, оказалась достаточно действенной в современных условиях. По прежнему доказывает свою эффективность практика заключения отраслевых соглашений на федеральном и региональном уровне. (Справка по итогам работы 2017г. у вас на флешке).

На федеральном уровне, как Вы знаете, действует 2 отраслевых соглашения: с Министерством культуры РФ и Роспечатью. Подробнее – в «Публичном отчете ЦК РПРК» (у вас на руках). В Министерстве культуры Профсоюз представлен на уровне всех комиссий и рабочих групп, Коллегии, Общественного совета при Минкультуры России, Совета по независимой оценка качества оказания услуг учреждениями культуры, с декабря 2017г.- в Экспертном совете по государственным наградам.

Для осуществления контроля по заключению региональными организациями соглашений Профсоюз инициировал создание Реестра региональных отраслевых соглашений, в которых содержатся не только сами соглашения, но и извлечения из них, в которых указаны дополнительные льготы и гарантии, улучшающие социальное положение работников культуры.

Сегодня для успешного разрешения всего спектра социально-трудовых проблем в отраслях культуры необходимо переходить на новые, нестандартные подходы к взаимодействию с партнёрами. Надо учитывать несовершенство нормативно-правовой базы в связи с передачей властных полномочий на места, за которую порой «прячутся» представители работодателей.

Профсоюзом восстановлены партнерские отношения с ВГТРК и Союзом журналистов России на основе заключенного меморандума о сотрудничестве и Соглашения с СЖР.

В рамках действующего соглашения с Союзом журналистов Председатель Профсоюза С.Н. Цыганова принимала участие в работе XII съезда Союза журналистов России. С новым председателем Союза журналистов России – тележурналистом, кинодокументалистом Владимиром Соловьевым достигнута договоренность о взаимодействии в вопросах повышения статуса профессии журналиста, продвижения законодательных инициатив по защите журналистов, по усилению позиций Союза на всех международных площадках.

В связи с 65-летием Профсоюза (14 апреля 2018 г.) разработано Положение о конкурсе для журналистов и СМИ «65-летие Профсоюза работников культуры в отражении российских СМИ» (находится на согласовании в СЖР).

 

  1. 5. Приоритетным направлением деятельности в предстоящий период остается правозащитная работа Профсоюза.

Необходимо продолжить работу по защите трудовых прав членов профсоюза, во взаимодействии с органами Федеральной инспекции труда, прокуратуры, государственной власти при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства, путем проведения проверок, представляя интересы членов Профсоюза в суде, участвуя в работе по подготовке предложений и замечаний к законодательным и иным нормативным правовым актам, относящимся к социально – трудовым вопросам. В связи с чем разработано и утверждено Положение о правовой инспекции труда РПРК решением Президиума от 31 мая 2017г. № 5-6. Подготовлены Удостоверения правовым инспекторам труда Профсоюза и вручены Председателям территориальных организаций.

Приведу один пример активности наших территориальных организаций по защите трудовых прав членов профсоюза.

В июле 2017 года фольклорный ансамбль «Балаган» Саратовской областной филармонии объявил голодовку в связи с предполагаемой ликвидацией коллектива.

Под угрозой уничтожения оказался уникальный фольклорный коллектив, сохраняющий исконные русские народные традиции.

Обком Профсоюза принял активное участие в урегулировании конфликтной ситуации. Задолго до голодовки, председатель обкома неоднократно встречалась по данному вопросу с министром культуры области, директором филармонии, позже вошла в состав комиссии по проверке деятельности учреждения. Было привлечено внимание общественности, СМИ, и как результат — творческий коллектив ансамбля остался в составе филармонии.

В ноябре 2017 года администрацией Саратовского муниципального района было принято решение о реорганизации Предполагалось закрыть 11 филиалов из 16 имеющихся, уволить по сокращению почти 30 преподавателей и лишить 400 детей возможности продолжить художественное образование.

В результате активной позиции обкома Профсоюза, переговоров с председателем областной Думы, министром культуры была прекращена реорганизация Детской школы искусств № 1 Саратовского района. (Наиболее полно деятельность профсоюзных организаций по защите социально – трудовых прав работников отрасли отражена в Справке, у вас на флешке).

  1. Участие Профсоюза в подготовке предложений по пересмотру норм труда работников культуры

 

Российскому профсоюзу работников культуры предстоит большая совместная работа с Минкультуры России по пересмотру норм труда работников культуры в соответствии с Программой поэтапного совершенствования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013-2018 годы.

Как известно, в сфере культуры за отчетный период при активном участии Профсоюза Министерством разработаны и утверждены типовые нормы труда на работы, выполняемые в организациях кинематографии и в организациях исполнительских искусства.

На контроле Профсоюза по – прежнему остается вопрос нововведений по регулированию трудовых отношений в творческих коллективах, и прежде всего в репертуарных театрах. Это — регулирование труда артистов театров и зрелищных организаций. Вопросы занятости и сохранения социальных гарантий творческих работников — остаются главенствующими для Профсоюза.

 

  1. Участие Профсоюза в работе по совершенствованию условий труда работников культуры

 

Во исполнение решений Коллегии Минкультуры России (октябрь 2016г.), на которой Профсоюз настаивал перед работодателями и учредителями на том, чтобы работа по организации системы охраны труда в учреждениях, подведомственных Минкультуры России, особенно в Российской государственной цирковой компании, театрально-зрелищных организациях — продолжалась, инициирована разработка современного нормативного правового акта в сфере охраны труда, которая была поддержана профессиональным сообществом в сфере культуры. В целях выработки и экспертного сопровождения разработки Правил по охране труда при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках и зоопарках (зоосадах) Профсоюз инициировал создание рабочей группы при Минтруде России. В ее составе – представители крупнейших федеральных учреждений культуры — специалисты по охране труда.

В 2018 году Минтруд России планирует принятие данного нормативного акта, а участие Профсоюза в разработке Правил по охране труда позволит снизить риски принятия норм, создающих угрозу безопасности сохранения жизни и здоровья работников при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках. В настоящее время проходит обсуждение проекта Правил по охране труда с представителями служб охраны труда крупнейших театров, концертных залов, цирка, зоопарка с целью принятия актуального и выверенного документа для практического использования.

 

 

  1. Организационно — финансовое укрепление Профсоюза, его территориальных и первичных профсоюзных организаций.

 

От качества не только организационной, но и финансовой работы первичных и территориальных профсоюзных организаций во многом зависит уровень социальной защищенности членов Профсоюза, авторитет и имидж Профсоюза в отрасли, обществе и государстве (об этом мы с вами говорили на семинаре в г. Сочи в сентябре 2017г.).

Сегодня хотелось бы в более обобщенном виде обратить Ваше внимание на ряд существующих проблем организационного и финансового укрепления Профсоюза, над решением которых нам предстоит серьезно работать в процессе реализации решений VI Съезда Профсоюза.

Известно, что эффективность деятельности Профсоюза и качественные показатели в полной мере зависят от состояния его организационной структуры (анализ структуры и показателей Профсоюза за 2017г. рассмотрен вчера на заседании Президиума ЦК РПРК и размещен на флешке у вас на руках).

Сегодня число профорганизаций в Профсоюзе почти 11 тысяч, которые объединяют почти 400 тысяч членов профсоюза. В условиях продолжающегося реформирования отрасли, реструктуризации организаций и оптимизации численности работников, в том числе вывод технического и другого персонала за штат, Профсоюз сталкивается с рядом новых и очень серьезных проблем и вызовов, особенно в части сохранения численности профсоюзных организаций и мотивации профсоюзного членства.

В 2018 году нам предстоит внимательно посмотреть на нашу структуру. Сегодня организационная структура Профсоюза должна соответствовать схеме управления отраслью культуры, обеспечивать организационные возможности для эффективного социального партнёрства. Она также должна быть оптимальной с точки зрения организационных и финансовых ресурсов для реализации уставных целей и задач, стоящих перед органами Профсоюза.

Территориальные организации профсоюза проводят работу по созданию профорганизаций, вовлечению работников и обучающихся в члены РПРК.

За 2017 год создано 194 первички, принято в члены профсоюза 26031 человек. Однако в целом за последний год наша численность по сравнению с предыдущим уменьшилась на 4980 человек (1,2%). Число первичек численностью от 50 человек и менее составляет более 3000.

Сокращение численности членов профсоюза – основная причина организационного, финансового и кадрового ослабления территориальных организаций, снижения эффективности их деятельности, а значит и Профсоюза в целом.

Проведённые расчёты показывают: территориальная организация может нормально функционировать при условии, что на её деятельность отчисляется не менее 30% от членских профсоюзных взносов. В случае, если ресурсы территориальной организации не соответствуют этим критериям, рекомендуется принять меры по её укреплению. Это может быть:

— увеличение численности членов профсоюза;

— повышение размеров отчислений от первичных профорганизаций;

— использование возможностей территориальных профобъединений (льготная аренда помещений, использование услуг технического и правового инспекторов труда и др.);

— ликвидация прав юридического лица у первичных профорганизаций, а в ряде случаев городских (районных), а также централизация финансовых средств в территориальной организации профсоюза с целью их более рационального использования.

Теперь, о том – нуждается ли наш Профсоюз во внесении изменений в свою деятельность и в какой степени нужны эти изменения? Что именно менять? Конечно, изменения нужны. Если бы у нас не падало членство, если бы серьёзно рос рейтинг Профсоюза в общественном мнении, существенно увеличились финансовые ресурсы, направляемые на профсоюзную деятельность… Тогда, конечно, оснований для изменений не было бы. Если говорить о модернизации, как о «подстройке» нашего профсоюза к сегодняшним процессам, протекающим в отраслях культуры, то – нуждаются.

При этом важно, чтобы инициатором этих изменений выступали наши профорганизации, а не внешние «доброжелатели» из числа наших социальных партнёров в лице органов власти, работодателей или профсоюзных конкурентов.

Но в первую очередь нам нужна «подстройка» не в части использования новых технологий. В конечном счёте, с разной степенью эффективности территориальные организации используют сегодня (там, где действительно есть в этом необходимость) для работы Интернет, сайт, скайп, Е-мэйл и т.д.

Дело в том, как выполняются решения наших выборных коллегиальных органов и как реально учитываются мнения рядовых членов профсоюза. Проблема заключается в существующем большом разрыве между решениями профсоюзных комитетов и мнениями членов профсоюза.

Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу. В любом случае, на современном этапе нужно:

  1. Чётко понимать, что происходит в стране, в отраслях культуры, в профсоюзах и руководствоваться в работе, прежде всего, ранее принятыми решениями;
  2. Уделять гораздо больше внимания даже не техническим новшествам, а вопросам профсоюзной практики.

Такие вопросы как : почему мы состоим в профсоюзе? Кто наши друзья, партнёры? Чего мы добиваемся: сегодня, завтра и – вообще? Какими способами мы можем пользоваться в процессе нашей работы, а каким нет?

Это вроде бы абстрактные вопросы, но всё очень конкретно. Если у профактива (освобождённого или не освобождённого) будет общее понимание этого – за нами будущее.

В заключении хотелось бы сказать, всё-таки: именно рабочее место члена профсоюза, а не офис выборного профоргана является отправной точкой модернизации профсоюзной деятельности. Это — важнейший постулат в обеспечении эффективности профсоюзного дела.

 

Уважаемые коллеги! Завершая доклад, считаю, что сегодня многие аспекты работы Профсоюза будут дополнены участниками Пленума ЦК РПРК при обсуждении доклада.

Профсоюзу работников культуры 14 апреля 2018г. исполняется 65 лет. Это славная дата в жизни отраслевого Профсоюза. В буклете мы отразили малую часть наших дел, чтобы обозначить достижения Профсоюза за прошедшие 65 лет понадобиться ни один день!

Какова должна быть реакция нашего Профсоюза на вызовы времени? Что мы должны противопоставить современным болезненным процессам, происходящим в социально-трудовой сфере отраслей культуры?

Главное, нам надо держаться вместе и, в первую очередь, не допускать сокращения численности членов Профсоюза, первичных организаций. Сегодня с нами имеют дело работодатели, социальные партнеры и власти только потому, что нас без малого 400 тысяч человек, наш голос слышат!

Выступление хочу закончить высказыванием главы нашего государства – В. В. Путина о том, «… что задачи профсоюзов в современных условиях значительно шире и содержательнее. Без вашей активной роли мы вряд ли сможем создавать условия, когда труд людей будет достойно оплачен, а их отдых – заслуженно заработан».

А у нас с Вами не должно быть никаких сомнений — власть сегодня заинтересована в том, чтобы профсоюзы стали влиятельной и авторитетной силой в обществе. Силой обновленной и прогрессивной.

Спасибо за внимание!

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *